Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Category:

1 Прерафаэлиты

   СПб, 2006

1.
 

 В сентябре 1848 года семеро молодых англичан объединились в Братство прерафаэлитов. В своем творчестве они стремились возродить искренность, ясность и простоту раннего итальянского искусства треченто и кватроченто, то есть искусства до Рафаэля: отсюда и название группы (прерафаэлиты - те, кто были до Ра­фаэля). Под влиянием идей Рескина, который в своих трудах последовательно критиковал английскую академичес­кую школу, прерафаэлиты объявили войну рутинной серости академизма. Они принесли в живопись чистые, яркие краски и всю полноту ощущений реальной жизни, которую стремились писать с достоверностью факта.

 

 Ядро группы составили три студента Королевской Академии искусств: Джон Эверетт Миллес, Уильям Холман Хант и Данте Габриэль Россетти. Они были честолюбивы и молоды: старшему, Ханту, был всего 21 год, младшему, Миллесу - 19. В группу также вошли художники Джеймс Коллинсон и Фредерик Джордж Стивенс, скульптор Томас Вулнер и художественный критик Уильям Майкл Россетти (младший брат одного из организаторов Братства). Таким образом, в результате возникло число «семь», вероятно, не случайное, если иметь в виду приверженность прерафа­элитов к сакральной символике.

Необходимо также отметить тот факт, что Братство изначально рассматривалось как союз самых разных искусств: живописи, графики, поэзии, скульптуры, художественной критики. Россетти, ко­торый был одним из самых радикально настроенных и активных членов Братства, выдвигал требование, согласно которому всякий художник, входящий в группу, должен быть поэтом, а каждый поэт - художником. Сам он с успе­хом сочетал в себе два эти таланта, столь обильно проявившие себя, что критики до сих пор не пришли к согласию по поводу того, какое из этих двух дарований было в нем сильнее.

 

Дружба между молодыми людьми завязалась на почве их увлечения средневековым искусством и страстного же­лания приблизить искусство к жизни, вернуть ему былую непосредственность. Начало их союзу положила выставка Королевской Академии летом 1848 года, на которой Россетти увидел картину Ханта «Канун дня святой Агнессы», которая поразила его молодое воображение. Они сразу стали друзьями, разглядев друг в друге единомышленников, и в августе 1848 года сняли мастерскую на углу Кливленд-стрит и Ридженс-парка, чтобы работать вместе. Вскоре к ним присоединился и Миллес, бывший другом Ханта и живший в том же квартале Лондона.


Друзья решили объеди­
ниться в группу, образованную по типу тайного общества: последнее, безусловно, было идеей импульсивного и ро­мантичного Данте Габриэля Россетти (отец которого в прошлом был карбонарием). Он же первым среди «братьев» стал подписывать свои картины аббревиатурой РКВ, понятной лишь посвященным и придававшей таинственность союзу молодых людей. Эти три загадочных буквы впоследствии дали критикам повод говорить о Братстве, как о юношеской шалости (что ставило под сомнение значительность и серьезность их намерений) и стали объектом мно­гочисленных насмешек и шуточных интерпретаций, типа «Please, Ring Bell» или «Penis Rather Better» («Пожалуйста, позвоните в колокольчик» или «Пенис довольно хорош»). :)
  


Творчество назарейцев стало примером для многих европейских художников, в том
числе для Форда Мэдокса Брауна, который во время своего путешествия в Италию в 1845 году встречался с их духовным лидером, Фридрихом Овербеком. Работы Брауна на сюжеты средневековой английской истории и лите­ратуры, написанные после возвращения на родину и представленные на выставке Королевской Академии, вызвали значительный интерес молодых прерафаэлитов, в особенности Россетти, который даже обратился к художнику с просьбой взять его в ученики.


Прекрасно сознавая свои цели и задачи, прерафаэлиты сформулировали их в декларации, которая принадлежит перу Уильяма Майкла Россетти, очень верно передающей атмосферу и дух творчества, царившие в группе:

  1. Иметь оригинальные идеи;
  2. Внимательно изучать природу, чтобы уметь ее выразить;
  3. Любить в искусстве прошлого все серьезное, прямое и искреннее и, наоборот, отбрасывать все банальное, самодовольное и рутинное;
  4. Самое главное: создавать абсолютно прекрасные картины и скульптуры. 

Эта программа, несколько наивная по своей сути, но не оставляющая сомнений в искренности намерений моло­дых художников, в значительной степени опиралась на идеи и труды Джона Рескина, в частности его книгу «Современные художники», с которой Хант познакомился еще в 1847 году и вскоре распространил идеи, почерпнутые из нее, среди членов группы. Рескин стяжал себе репутацию борца с академическими нормами в английском ис­кусстве.

 

С горечью и негодованием он писал о том, что академическая система преподавания убивает в молодых людях индивидуальность, а слепое следование академическим образцам и канонам делает живопись мертвой и безжизненной. Он призывал художников учиться у природы, постигать Божий замысел, внимательно изучая натуру, не пренебрегая даже самыми незначительными, на первый взгляд, деталями.

 

Прерафаэлиты откликнулись на идеи критика всем сердцем, воплотив в своем творчестве его призыв: «Идти к природе с сердечной стойкостью и двигаться вместе с ней доверчиво и страстно, думая лишь о том, чтобы как мож­но лучше проникнуть в ее суть и научиться у нее, ничего не отбрасывая, ничего не выбирая, ничего не презирая». Они первыми в английском искусстве, после Констебла и Тернера (которых Рескин ставил в своих книгах в пример другим живописцам) обратились к работе на пленэре, делая с натуры множество этюдов и зарисовок, и задолго до импрессионистов стали изучать особенности цвета и света. Многие холсты они писали прямо на открытом воздухе, стремясь передать все нюансы окружающего мира. 

 

 

Вот некоторые из символов и их значений, к которым наиболее часто прибегали прерафаэлиты: Лилия - целомудрие; Розы и жимолость - земная любовь; Яб­локо - грехопадение; Птица - душа или любовь; Ворон - смерть; Море - вечность; Ручьи, поток, вода - связующее звено между жизнью и смертью; Ветер - тоска, безысходность, отчаяние; Книга - добродетель души, и т. д. Большое значение прерафаэлиты придавали в своих работах также символике цвета.


Прерафаэлиты избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыс­
лу, передаче религиозно-мистического настроения.

 Помимо сюжетов Библии и шекспировских пьес, излюбленными темами прерафаэлитов были старинные леген­ды, чаще всего в переложении поэтов-романтиков. Тематическое новаторство молодых художников было сущес­твенным на фоне унылых академических пейзажей и преобладавших в бытовом жанре анималистических картин или смешных сценок из жизни. Прерафаэлиты активно заявили себя и в жанровой картине на современные темы, противопоставив «юмористическим пустякам» эмоциональное напряжение и бесстрашный взгляд на социальные проблемы. 

Вокруг имени Шекспира разгорелись нешуточные страсти: Россетти настаивал, чтобы вели­кий бард был помещен во главе списка, выше Христа и всех остальных, но остался в меньшинстве, и Шекспиру была отведена почетная вторая позиция (после Христа и наряду с автором Книги Иова). В то же время каждый из членов Братства имел свои симпатии: так, Россетти был фанатичным поклонником Данте и значительную часть творчества посвятил личности своего кумира; Миллес не имел в литературе особых предпочтений, хотя, по мнению многих именно его «Офелия» является самой волнующей и выразительной картиной на этот сюжет; в творчестве Ханта доминирует евангельская тема - даже свои жанровые картины он трактовал в религиозно-морализаторском духе.

Сочиняя и выстраивая свои картины по законам повествовательности, прерафаэлиты часто прибегали к литера­турным сюжетам. На одном из своих собраний они даже составили своего рода «Список Бессмертных», куда кроме Христа, автора Книги Иова и Шекспира были включены еще двенадцать имен, среди которых были Гомер, Данте, Ките, Шелли, Браунинг.

Несмотря на приверженность жизненным реалиям, прерафаэлиты стремились максимально насытить свои про­изведения многочисленными символами и знаками, позволяющими в буквальном смысле «читать» их картины. Мно­гочисленные предметы на их полотнах не только скрупулезно нарисованы, но и полны смысла, которым художники старались напитать все: листву, цветы, деревья, стихии и силы природы.

 Идея братства художников, объединенных едиными художественными и эстетическими устремлениями, была не нова для искусства европейского романтизма. Подобным же образом в 1820-х годах Сэмюэл Палмер и его товари­щи образовали группу «Патриархи», кумиром и идейным вдохновителем которой был Уильям Блейк. В значитель­ной мере на возникновение Братства прерафаэлитов оказало влияние творчество Братства святого Луки (согласно легенде, евангелист Лука был живописцем и создал первый образ Богоматери), возникшего в Вене в 1809 году. Ху­дожники, входившие в него - Иоганн Фридрих Овербек, Петер фон Корнелиус, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, Франс Пфорр, Вильгельм Шадов, жили в Риме почти монастырской общиной и писали картины и фрески на религи­озные и исторические сюжеты, следуя канонам итальянской живописи Раннего Возрождения. За свою экзотическую «библейскую» внешность - длинные волосы и свободные одежды, а также за цеховой, «коммунальный» уклад жизни, которого они придерживались, художники получили насмешливое прозвище «назарейцы», под которым и вошли в историю мирового искусства.


 
Tags: art, культура
Subscribe

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments