Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

"Русская система" и влечение к смерти.

  (С.Аруханов, "НГ") 

Интересная  статья  Юрия Афанасьева в "Новой газете" о типе российской цивилизации и её блуждании по историческому кругу.

По сути, это развитие темы, которую автор сформулировал когда-то в ёмкой формуле: «агрессивно-послушное большинство».

Здесь несколько цитат о том, что такое «пустота» на месте российской души, что такое «колея» и дурная бесконечность  российской истории. И почему сегодняшний «подъём с колен»  - это не развитие, а путь деградации и разложения имперской  Архаики,  которая не совместима с цивилизацией и свободным обществом.

Можно сказать, что "особый российский путь" - это своего рода историческое "влечение к смерти", а наша национальная "колея" проложена прямиком на кладбище...

***
Народ, интеллигенция и власть: танго в пустоте 

"Определяя традицию – «Интеллигенция  на стороне власти», – можно сказать и так: это традиция расщепленности русского духа между свободой и империей, между русской волей и русской властью.

 Еще более определенно высказался наш замечательный историк, философ и  публицист Георгий Федотов. Он отметил, что после Пушкина «разрыв империи и свободы в русском сознании совершился бесповоротно. Люди, которые строили или поддерживали империю, гнали свободу, а люди, боровшиеся за свободу, разрушали империю. Этого самоубийственного разлада – духа и силы – не могла выдержать монархическая государственность. Тяжкий обвал императорской России есть прежде всего следствие этого внутреннего рака, ее разъедавшего».

«Колея», «Русская система» - между «вертикалью» и «Смутой».

Советская власть рухнула из-за своей трухлявости и у России  появился исторический шанс.

Но здесь никогда раньше не было гражданского общества, не было политической жизни. Они случались иногда в качестве зачатков, на переломах истории, и то лишь как кратковременные эпизоды, как возможные антиподы самодержавия. Но поскольку в качестве нормы для «Русской системы» они были не нужны, эта система и воспринимала их чем-то чужеродным, и следовательно, предвестием грядущей беды.

Неслучайно первый такой перелом в начале XVII века, когда только обозначились первые образования гражданского общества и начиналось нечто, издалека похожее на политику, вошел в русскую историю под названием «Смута».

С тех пор и повелось: любые внесистемные явления и уж тем более, не приведи господь, противосистемные - воспринимаются еще на подсознательном уровне самой Системой как кара небесная, как разбушевавшаяся стихия.

У Гершензона в «Вехах», как и у всей русской интеллигенции начала ХХ века – это гнетущее ощущение пропасти, отделяющей ее от народа: «нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».

 Для Солженицына – тоже человека Системы – начинавшаяся в начале 90-х годов политическая жизнь  ассоциировалась с «балаганными одеждами» Февраля семнадцатого, к которому он, в свою очередь, как к явлению русской истории относился с негодованием и брезгливостью.

Для сегодняшних наших системных «либералов» самая ужасная перспектива – по-настоящему свободные выборы: ведь в результате, если их допустить, к власти, по мнению «либералов», непременно придут левые...

Конец «сырьевой сверхдержавы». И просто – конец?..

Никакого транзита из русско-советского авторитаризма к европейским демократиям  в 90-х годах не было. Вместо продвижения по восходящей, в России продолжается – как убедительно показывают исследователи (в частности, социологи из Левада-центра) –  разложение русской и советской системы властвования и деградация искусственно созданного сталинского социума.

Однако переход к более высокой и сложной социальной организации и – разложение ранее существовавшей архаичной системы – две принципиально разные траектории социально-политической динамики общественного целого. Это такая же по сути своей разница, как если бы на погребальной службе вместо полагающегося «за упокой» священник вдруг грянул бы «во здравие».

Движение, как известно, – жизнь. Отсутствие жизни – смерть. Сегодняшние «Бог, Царь и Отечество», олицетворенные Путиным, предлагают нам согласиться с тем, что общероссийская утренняя гимнастика («вставание с колен» под барабаны и фанфары) означает движение – то есть жизнь. И все им верят. С фигой в кармане. И с готовностью добить их, когда упадут.

Но упадем – все вместе.

На самом деле продолжать такую имитацию развития означает гарантировать очень скорый конец для того культурно-исторического феномена, который пока еще известен как Россия."

Tags: взгляд на вещи, политика
Subscribe

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • Зорькин обещал нам «равенство» в шкафу.

    Как ожидалось, контора Зорькина выдала порцию «правовой» демагогии. О новых сроках Путина скучно писать (тут всё было ожидаемо). А вот…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • Зорькин обещал нам «равенство» в шкафу.

    Как ожидалось, контора Зорькина выдала порцию «правовой» демагогии. О новых сроках Путина скучно писать (тут всё было ожидаемо). А вот…