Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Category:

4. Инаколюбящие. И.С.Кон

В родных пенатах

 

А надо вам заметить, что гомосексуализм изжит в на­шей стране хоть и окончательно, но не целиком. Вер­нее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: це­ликом и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один только гомосексуализм.

                                                                                                                     Венедикт Ерофеев

 

В 1990-х гг. в рамках общей демократизации страны од­нополая любовь была юридически нормализована. В 1993 г. была отменена статья 121 Уголовного кодекса, по которой любой добровольный акт мужеложства карался длитель­ным тюремным заключением. Эта статья часто использо­валась также для расправы с политическим инакомысли­ем. В 1999 г. был отменен и одиозный психиатрический диагноз, российская медицина приняла в этом вопросе нор­мы мирового медицинского сообщества.

 

Это существенно улучшило социальное положение сексу­альных меньшинств, которые стали видимы и слышимы. Гомосексуальность стала модной в шоу-бизнесе, некоторые звезды поп-культуры ею даже бравируют, что вызывает тревогу и возмущение у представителей старших поколе­ний. Однако все это, как и вообще трактовка сексуальнос­ти в российских СМИ, выглядит вызывающе и безвкусно. Речь идет не о сложных человеческих чувствах и отноше­ниях, а об экзотическом и вульгарном сексе.

 

Поп-звезды и политики постоянно обвиняют друг друга в «голубизне», причем отличить рекламу от диффамации практически не­возможно. Даже обсуждение серьезных вопросов, вроде од­нополых браков, сводится на нет тенденциозным видеоря­дом, сценами беснующихся полуголых людей. При жела­нии, точно такими же сценами гетеросексуальных «парадов любви» можно обосновать ненужность не только однополых браков, но и института брака как такового: « Вы ви­дите этих людей? Разве они способны к серьезным отноше­ниям?!».

 

Дешевой гомоэротики (как и всякой прочей) и гомофобского пиара в России много, а ни одного закона, который защищал бы гражданские и человеческие права сексуаль­ных меньшинств, нет. Отношение россиян к однополой любви остается консервативным и неоднозначным.

 

В репрезентативном экспресс-опросе ВЦИОМ в феврале 2001 г. был такой вопрос: «Люди очень по-разному относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам. Как Вы лично ду­маете, это — ...».

 

Ответ «распущенность, вредная привыч­ка» выбрали 36% опрошенных, «болезнь или результат психической травмы» — 33%, «сексуальная ориентация, имеющая равное с обычной право на существование», — 20%, «признак особой одаренности, таланта» — 1%, «за­трудняюсь ответить» — 12%.

 

То есть общество в целом воспринимает гомосексуальность негативно. Однако в младшей возрастной группе 18—39-летних «терпимый» вариант выбрали 31%, а среди людей старше 55 лет — меньше 4%. Даже не одобряя гомосексуальность, большинство моло­дых и более образованных россиян не склонны дискримини­ровать ее носителей.

 

При репрезентативном опросе в 1996 г. 18-74-летних петербуржцев, с мнением «Гомосексуальные отношения между взрослыми людьми — это их личное дело, государственным властям и закону не следует в это вмеши­ваться» полностью и в значительной степени согласились почти 53% опрошенных мужчин и 56% женщин, а в млад­шей возрастной группе (от 18 до 34 лет) — соответственно 65 и 70%; совсем не согласны с этим суждением в данной возрастной группе 9,7% мужчин и 5.9% женщин.

 

Высокий уровень гомофобии в России не является чем-то спонтанным. Изучая динамику социальной терпимости в стране, ВЦИОМ несколько раз, в 1989, 1994, 1999 и 2003 гг., опрашивал население об отношении к различным отрицательно оцениваемым группам, включая наркоманов, проституток, больных СПИДом, бродяг, алкоголиков, ре­лигиозных сектантов и гомосексуалистов. Данные по пос­ледней группе приведены в следующей таблице.

 

Как следовало бы поступить с…

 

Таблица 2

 

 

1989 - 1994

 

1999

 

2003

 

Гомосексуалистами

 

Ликвидировать

 

31

 

22

 

15

 

21

 

Изолировать от общества

 

32

 

23

 

23

 

27

 

Оказывать помощь

 

6

 

8

 

16

 

6

 

Предоставить их самим себе

 

12

 

29

 

29

 

34

 

 

В 1989 г. гомосексуалисты были самой ненавидимой из этих групп. В последующие годы гомофобия заметно осла­бела, но в 2003 г. она, как и враждебность к большинству других «неодобряемых» групп, снова резко усилилась (на 6% — за «ликвидацию» и на 4% — за «изоляцию»). По степени вызываемой ими ненависти геи уступают только членам религиозных сект и наркоманам.

 

Отчасти, как пишет Юрий Левада, это «явный признак неспособности власти и элиты предложить общественному мнению цивилизованные средства решения соответствую­щих проблем». Отчасти — следствие антигеевской пропа­ганды, которую систематически ведут клерикальные, ком­мунистические и шовинистические организации и средства массовой информации.

 

Как и в других странах, уровень гомофобки в России зависит от многих социально-демографических факторов: пола (женщины значительно терпимее мужчин), возраста (более молодые люди, за исключением мальчиков-подрост­ков, обычно терпимее старших и пожилых), уровня обра­зования (более образованные люди терпимее необразован­ных), религиозности, региональных особенностей (жители мегаполисов терпимее провинциалов), рода занятий, уров­ня дохода и т. д, Однако в большинстве случаев эти зависи­мости пересекаются друг с другом и с действием ряда дру­гих факторов.

 

Анализируя данные кассовых опросов, нужно учитывать, какие именно вопросы ставятся на обсуждение. Определе­ние природы гомосексуальности и признание ее «нормаль­ной» (без уточнения критериев), морально-психологичес­кая оценка, субъективная приемлемость гомосексуальных отношений и признание однополых браков и права на усыновление детей предполагают разную степень терпимости.

 

Толерантность к однополой любви в общем виде (раз уж они есть, пусть живут) вполне может сочетаться с резко отрицательным отношением к возможности однополых бра­ков и, тем более, признанию права однополых пар брать на воспитание чужого ребенка.

 

Особенно остро стоит эта проблема в подростковой среде. При опросе в 1997 г. большой группы учащихся 7—9 клас­сов с суждением «Гомосексуальные отношения не должны осуждаться, это личное дело каждого» полностью согласи­лись 37,7% мальчиков и 53% девочек, скорее согласны, чем не согласны, — 17% и 19%. несогласны 24,4% маль­чиков и 10,4% девочек, затруднились ответить 20,7% и 17,2%, Подростки в этом вопросе значительно, в 2—3 раза, терпимее своих родителей и учителей.

 

Терпимость к однополой любви не означает ни симпатии к ее адептам, ни готовности подростка самому зкспериментировать в этом направлении.

 

В нашем опросе 1995 г, с мнением, что «в наше время однополые отношения не должны осуждаться», согласились 57,7% 16—19-летних деву­шек и 43,5% юношей (не согласились 21,2 и 32,3%). В то же время 48,8% юношей и 21,2% девушек сказали, что испытывают к гомосексуалам своего пола отвращение. На вопрос «Считаете ли вы допустимым для себя секс с чело­веком своего пола?» 79,7% девушек и 88,7% юношей отве­тили категорическим «нет».

 

Социальная терпимость к Дру­гим, симпатия к ним и готовность следовать их примеру — вещи совершенно разные. Так что страхи родителей по по­воду всеобщей «гомосексуализации» молодежной культуры необоснованны.

 

Для многих юношей отношение к гомосексуальности — больной вопрос. При анкетном опросе в 2001 г. 1429 мос­ковских школьников 7, 9 и 11 классов на вопрос «Как вы относитесь к людям нетрадиционной сексуальной ориента­ции?» 37,5% опрошенных сказали, что «эти люди ничем не отличаются от остальных», и 28,8% — что «безразлич­ны к ним».

 

То есть две трети подростков относятся к геям и лесбиянкам терпимо. В то же время 24,9% юношей ска­зали, что «ненавидят людей нетрадиционной ориентации и считают, что с ними нужно бороться любыми способами» (среди девушек так ответили только 2,7%), а 12,8% юно­шей и 5,1% девушек сказали, что эти люди их «раздража­ют» и «их нужно принудительно помещать в специализи­рованные учреждения».

 

То есть 37,7% юношей относятся к геям абсолютно нетерпимо. При этом возрастная динами­ка гомофобии у юношей и девушек противоположна: доля мальчиков, испытывающих ненависть к гомосексуалам, уве­личивается с 18,1% в седьмом до 30,7% в одиннадцатом классе, а доля девочек, которые «спокойно» относятся к ним, напротив, вырастает с 33,9% до 69,4%.

 

Особенно тяжело приходится провинциалам. При анке­тировании в 1998-99 гг. 1330 старшеклассников Ульянов­ска гомосексуалы оказались самой ненавидимой группой среди юношей: 16,4% считают, что их надо убивать, 33,3% — изолировать, 28,2% — принудительно лечить (девушки, как и везде, значительно терпимее). В молодежных тусов­ках геев ненавидят и презирают: «Сначала ты определись, какого ты пола, а потом я с тобой разговаривать буду», «Он может и имеет право на существование, но не имеет права на общение с остальными», «Это самая настоящая зараза», Некоторые российские школьные учебники и книги для подростков эти страхи и ненависть специально раз­жигают.

 

За сухими цифрами скрываются сложные и многообраз­ные личные переживания — страх, забота о мнении груп­пы, неуверенность в собственном Я. (Страх перед гомосексу­альностью психологически травмирует даже гетеросексу­альных подростков. Вот что рассказывает 23-летний Валера из Ульяновска, которого в подростковом возрасте из-за при­влекательной внешности часто дразнили «голубым»:

 «... Сначала был страх перед гомосексуализмом, детский такой... «Если я гомик, как я об этом узнаю?» ... и я начал себя заморачивать: я начал смотреть на мужиков вот так... я стал на какую-нибудь порнуху свои ощущения исследо­вать... я спрашивал себя, что я чувствую? ... у меня страх прошел перед гомосексуализмом, когда я понял, что вряд ли имею к этому отношение... страх оказаться, грубо гово­ря, уродом, страх чего-то такое выяснить о себе, нехоро­шее».

 

Это не локальные процессы. Рост ксенофобии, враждеб­ности к «обобщенным чужим» распространяется также на иностранцев и инородцев. В 2003 г. 58% опрошенных сказали, что испытывают раздражение, неприязнь или страх по отношению к «выходцам из южных республик», прожи­вающим в их городе, районе. 66% (против 22%) одобрили бы ограничение переезда «нерусских народностей» на тер­риторию России, а 58% (против 22%) — за то, чтобы запретить пребывание в своем городе или районе «приез­жих с Кавказа».

 

Это озверение — не только словесное. Все более частые безнаказанные уличные расправы и убийства «небелых» студентов и выходцев с Кавказа и Средней Азии, которые власти пытаются квалифицировать как простое хулиган­ство, наглое убийство известного петербургского ученого и правозащитника Николая Гиренко и другие подобные фак­ты свидетельствуют о том, что фашистская угроза в России усиливается.

 

Но если применительно к национальным мень­шинствам власти хотя бы словесно осуждают «экстремис­тов», то дискриминация и диффамация сексуальных мень­шинств не находят в стране никакого отклика. Предложе­ние дополнить статью 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства» запрещением возбуждения сексуальной нена­висти (такие законы есть во многих западных странах) Дума единодушно отклонила.

 

Весной 2002 г. фракция «Народный депутат» даже вне­сла в Думу законопроект о восстановлении уголовного на­казания за мужеложство, по образцу статьи 121. В после­дующие месяцы в прессе и по телевизионным каналам на сексуальные меньшинства было вылито больше ненависти и грязи, чем за несколько прошлых десятилетий. Мы «уз­нали», что гомосексуальность — легко излечимая болезнь, а тех, кто не хочет лечиться, нужно держать в тюрьме; что геи психически неполноценны, безответственны и агрессив­ны; что они развращают и насилуют детей; что они преобладают среди наркоманов (или наоборот, среди них пре­обладают наркоманы); что они — главные разносчики СПИДа; что брезгливый российский депутат никогда не пожмет руку гомосексуальному мэру Парижа или Берлина, и т. д. и т. П.

 

Хотя эта акция, поддержанная РПЦ, способствовала уси­лению гомофобии, пройти в новую Думу она «народникам» не помогла, а их законопроект был в конце мая 2004 г. отклонен. За него организованно проголосовали только ком­мунисты, еще раз подтвердившие этим свою тоталитарную сущность, да несколько депутатов от «Единой России» и «Родины», всего 58 человек. Но еще меньше — всего 34 депутата! — проголосовали против и один воздержался. Боль­шинство — 294 депутата — провалили позорный законо­проект, не приняв участия в голосовании.

 

Может быть «отказники» выразили этим жестом свое презрение к «несерьезному» закорюпроекту? Гораздо веро­ятнее, что отказ от голосования продиктован страхом. Одни депутаты боятся, что их заподозрят в симпатии к геям или, еще того хуже, в «голубизне», а другие охотно прого­лосовали бы «за», но испугались, как на них после этого посмотрят в Европе. Не знаю, какой из этих мотивов луч­ше, но уважения к законодателям такое поведение не при­бавляет.

 

Tags: гей-права
Subscribe

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…