Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Category:

7. И.С.Кон / В родных пенатах

Даже не одобряя гомосексуальность, большинство мо­лодых россиян не склонны дискриминировать ее носите­лей. В таблице представлены ответы петербуржцев по данным опроса 1996 г.    

 

 Вопрос. Гомосексуальные отношения между взрослы­ми людьми - это их личное дело, государственным влас­тям и закону не следует в это вмешиваться.

                                           М18-          М 35-         М 55-          Всего
Совсем не согла­сен         9,7             19,1           26,5            17,0

 

Согласен в незначи-

тельной сте­пени             4,2                5,5            5,6              5,0 

 

Трудно сказать               20,8              27,8          29,6            25,3

 

Согласен в значи-

тельной степени             19,8              16,7           6,2            15,8

 

Полностью согла­сен      45,5              31,5           32,1           37,0

 

При нашем опросе учащихся 7 - 9-х классов в 1997 г. с суждением «Гомосексуальные отношения не должны осуждаться, это личное дело каждого» полностью согла­сились 37,7 % мальчиков и 53 % девочек, скорее соглас­ны, чем несогласны 17 % и 19%, не согласны 24,4% мальчиков и 10,4 % девочек, затруднились ответить 20,7 % и 17,2 %. Подростки в этом вопросе значительно, в 2—3 раза терпимее своих родителей и учителей.  

 

Хотя тенденции развития в России в этом вопросе те же, что и в странах Запада, вопрос о сексуальных мень­шинствах остается сложным и политически острым.      

 

С появлением гласности и особенно после отмены ста­тьи 121 однополая любовь стала модной темой искусства и средств массовой информации. Связанные с нею пробле­мы открыто обсуждаются на ТВ и в массовых газетах. В кинотеатрах и по телевидению идут классические фильмы Джармена, Висконти и др. Гомосексуальные аллюзии уже мало кого шокируют. На русский язык переведены клас­сические произведения Ж. Кокто, Ж. Жене, Д. Болдуина, К. Ишервуда, Т. Капоте, Ю. Мисимы, У. Берроуза, С. Спендера. Г. Стайн, Э. М. Форстера, К. Кавафиса и многих других.       

Издаются и переиздаются сочинения
Ми­хаила Кузмина и современных российских «голубых» по­этов и писателей (Д. Бушуева, Д. Волчека, А. Ильянена, Д. Кузьмина, Я. Могутина, А. Шаталова, Н. Шарандак и др). Издан двухтомник Евгения Харитонова (1941 — 1981). Особенно большую работу в этом плане проводят изда­тельства «Глагол» и «Колонна». Большим успехом у пуб­лики (и не только «голубой») пользуется творчество теат­рального режиссера Романа Виктюка и эстрадного певца и танцора Бориса Моисеева. Последний стал своего рода символом гомосексуальной массовой культуры и неодно­кратно подвергался за это гонениям (нередко его концер­ты запрещают и сейчас).      

 

Многое меняется в повседневном быту. В Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах успешно функционируют «голубые» дискотеки и бары, на самые разные цены и вкусы. Много гомосексуальных сайтов раз­ного уровня и направленности появилось в российском Интернете. Свидетельство признания коммерческой цен­ности гомосексуальной потребительской субкультуры - посвященный ей специальный выпуск журнала «Реклам­ный мир» (№ 9 (94), 2000).   

 

Однако нападки на гомосексуалов в коммунистичес­кой и националистической прессе в последние годы даже усилились. Никаких законов, ограждающих геев и лес­биянок от дискриминации и диффамации, в России нет и не предвидится, хотя фактов и того и другого очень много. Я лично знаю случаи необоснованного увольне­ния молодых людей с работы только потому, что их начальники узнали об их нетрадиционной ориентации. Большинство российских геев, даже в максимально тер­пимой столице, предпочитают, чтобы на работе об их ориентации не знали.

 

Жесткую непримиримую позицию по отношению к го­мосексуальности занимает Русская православная церковь. Не ограничиваясь морально-религиозным осуждением, РПЦ публично заявила, что будет добиваться отстранения от педагогической деятельности людей, пропагандирую­щих гомосексуализм. Поскольку «пропаганду гомосексуа­лизма» РПЦ трактует очень широко, ее глобальные при­тязания на контроль над умами противоречат конституци­онному принципу свободы совести и отделению церкви от государства и школы от церкви.    

 

Наряду с коммунистами, фашистами и клерикала­ми, гомофобные настроения разделяют и некоторые представители либеральной интеллигенции. На встрече деятелей российской интеллигенции с президентской администрацией 19 августа 1996 г. выдающийся писа­тель Фазиль Искандер, поддержанный знаменитым пи­анистом Николаем Петровым, предложил даже ввести нравственную цензуру «в связи с нашествием на телеэк­раны агрессивной прослойки секс-меньшинств», - «всяких пенкиных и моисеевых». По словам газетного отчета, «вялое сопротивление «духу цензуры» оказал только Мстислав Ростропович, сказав: «Лишь благодаря знакомству с творчеством Элтона Джона я понял, что такое «рок» (Полевая, 1996).

 

Большинство российских СМИ остаются гомофобными и говорят о сексуальных меньшинствах преимуще­ственно иронически или в связи с проблемами, возни­кающими у «нормальных» людей (мать, заставшая пятнадцатилетнюю дочь в постели с одноклассницей, жена, от которой муж ушел к другому мужчине, и т. п.).       Психолог Марина Левченко уверяет многомил­лионных читателей «Комсомольской правды» (16 ноября 2001, с. 11), что «гомосексуализм - это врожденное от­клонение на хромосомном и психологическом уровне», и советует озабоченной матери, если ее дочь в 15 -16 лет «по-прежнему не будут интересовать парни, обратиться к специалисту» (интересно - какому?). Иногда гомофобские выходки объясняются не столько личными антипати­ями авторов и редакторов, сколько низким общим про­фессиональным и нравственным уровнем современной российской журналистики. Единственная массовая газе­та, занимающая открыто прогеевскую позицию, - «Мос­ковский комсомолец».     

 

Зачастую газеты даже консервативнее своих читателей. Двое новосибирских «голубых» парней, уехавших в Герма­нию и зарегистрировавших в Гамбурге свой брак, подели­лись своей радостью с «Комсомольской правдой». Газета напечатала интервью с ними - как-никак сенсация! - со­проводив его ироническим комментарием и вопросом «Стоит ли разрешить в России однополые браки?»

 

И вот какие ответы редакция получила по Интернету.       

Ответили 9149 человек:

 

— да, пускай себе женятся — 6012 (66 %);

— нет, это против природы человека 1777 (19 %);

— за гомосексуализм надо вообще наказывать 1172 (13 %);

— рано или поздно все равно разрешат 60 (0,7 %);

— а как насчет проблемы рождаемости? 118 (1,4 %).

 

Разумеется, эта выборка нерепрезентативна: моло­дежь, тем более компьютеризованная, значительно либе­ральнее населения в целом. Но разрыв между редакцией и читательской массой очевиден, и он явно не в пользу редакции.

_______________________________

И.С.Кон: В этой главе я широко опираюсь на пионерские исследования С. Карлинского, Л. Энгельштейн, В. Козловского, Е. Левиной и А. Познанского. Дополнительный материал по теме в об­щем контексте, истории русской сексуальной культуры, с указани­ем источников, см. Кон, 1997
 
Tags: гей-права, культура
Subscribe

  • Метаморфозы.

    Натыкаясь порой в интернете на фотографии бывших друзей, испытываешь сложные чувства. Кажется, так давно это было. Лёшку избили на одном из первых…

  • Пасхальные страдания.

    Странное отсутствие в ближайшем "Спаре" любимых творожных кексов, к которым я давно привык, компенсировано в последние дни завалами куличей…

  • Грани «Бытия».

    Андрей Альбертович проснулся от странного ощущения: с ним кто-то говорил. Андрей Альбертович похолодел. Вовка уже должен быть в школе (да и голос…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Метаморфозы.

    Натыкаясь порой в интернете на фотографии бывших друзей, испытываешь сложные чувства. Кажется, так давно это было. Лёшку избили на одном из первых…

  • Пасхальные страдания.

    Странное отсутствие в ближайшем "Спаре" любимых творожных кексов, к которым я давно привык, компенсировано в последние дни завалами куличей…

  • Грани «Бытия».

    Андрей Альбертович проснулся от странного ощущения: с ним кто-то говорил. Андрей Альбертович похолодел. Вовка уже должен быть в школе (да и голос…