Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Гордости нечего делать в подполье

Антон / lavrentij подбил вчера на интервью для Либерти.ру, - не уверен, что сказал что-то новое, поэтому при желании можно просто пробежать по диагонали. :)  Liberty.ru / текст

Гордости нечего делать в подполье

 
Вопрос:  Какова, на ваш взгляд, должна быть деятельность ЛГБТ-НКО в России? Какие проблемы она должна решать в первую очередь?  
 

- Странно было бы спорить: чем больше будет в стране просветительских НКО, занятых ЛГБТ-тематикой, тем лучше для «меньшинств» и для общества в целом. Даже если это образовательные программы на средства западных коллег, которые пытаются способствовать развитию в России гей-активизма и толерантной среды для геев. В идеале средства для структур, подобных «Российской ЛГБТ-сети», должны бы поступать от отечественных спонсоров, но в откровенно – гомофобном государстве с опытом репрессивной «духовности», гей-организациям приходится пользоваться зарубежной помощью (и ничего плохого в этом нет).  Важно просто понимать роль и место подобного просветительства в российских реалиях.  

 

Какой эффективности можно ждать от просветительских проектов - при отсутствии базовых свобод для гей-сообщества – на публичные акции,  пикеты и демонстрации? Проще говоря: какие вам фестивали, если геям запрещают любую открытость и публичность? Очевидно, что без обеспечения конституционных (политических) прав для ЛГБТ, наивно ждать, что просветительство  (школы, фестивали, семинары и прочее) – могут быть решением проблемы гомофобии, изменив дискриминационную политику власти. Фестивалем и семинаром невозможно «надавить на власть», добиваясь законных прав, - для этого существуют иные формы борьбы, более актуальные в сегодняшней России.

 

Яркий пример: в прошлом году был запрещён петербургский кинофестиваль «Бок-о-бок», хотя, казалось бы, чем могло помешать власти это культурное событие? Наивная иллюзия, что если вы не «лезете в политику», то  можете кулуарно договориться с гомофобной властью, -  окончательно «разбилась о быт». В итоге запрещённый фестиваль проводили в подполье, где самое место было задуматься о «пространстве для гордости» (как звучит сегодня пункт учебной программы для гей-активистов в создаваемой школе ЛГБТ-движения). Но в подвале гордиться чем-то затруднительно…

 

Это общая модель угрозы любому гей-просветительству в авторитарных условиях: пока вы не решите базовых проблем с политическим правом на открытость и публичность ваших действий, до тех пор все ваши культурные программы будут висеть  в пустоте и постоянно (так или иначе) упираться в политику.

 

Разобщённому российскому гей-сообществу давно пора понять, что правозащита и акцент на политических правах – не блажь и не эпатаж, -  поскольку прежде чем идти с образовательным словом в массы, вы должны добиться  права вообще выходить на улицу. А иначе все программы закончатся унизительным подвалом и фестивалями «по специальным приглашениям», – что нелепо.

 

Сегодня  невозможно повесить у входа табличку: «Российская ЛГБТ-сеть. Школа активистов гей-движения». О каком тогда «пространстве для гордости» можно  рассказывать активу в конспиративных условиях? И что это за «гордость» такая – без права выйти с ней на улицу?

 

Вопрос:  Насколько оправдано продвижение ЛГБТ НКО вглубь территории страны? Не будет ли вызывать ЛГБТ-активизм вспышек геефобии в регионах? Особенно там, где местному населению будет казаться, что проблемы ЛГБТ раздуваются искусственно?

 

- Волна гомофобии, якобы вызванная в обществе политической активностью гей-правозащитников – любимый аргумент противников открытости. Мол, если не «будировать» спящую в обществе гомофобию, то она сама собой «рассосётся», не будет наездов на клубы  и мордобоя православных опричников.. По той же логике: чем меньше говорить о Холокосте, тем меньше будет антисемитизма; поменьше кричать о фашизме, - и национализм пойдёт на убыль.. Но так не бывает.

 

Ваши права начинаются с обозначения позиций. Не бывает «как-бы-равноправия» и «как-бы-прав-человека». И если вы заявляете о пикете или работе ЛГБТ-организации, - будьте готовы к тому, что архаичная часть социума сбежится «доказать» вам, что вам здесь не место. Это неизбежность, которую невозможно «обойти» или снивелировать.

 

Так уж устроено гражданское общество: для выработки баланса интересов (порой болезненного), должны быть заявлены позиции сторон. В том числе и такая: «пидоры - вон из России!»

 

Через этап временного обострения ненависти ортодоксов прошли все европейские общества. В 70-е годы толпы гневных протестующих выходили для расправы на первые европейские прайды, - точно так же, как и сегодня в России. Российские «меньшинства» проходят тот же путь, - от ненависти к привычке и дружелюбию. Иного не  дано.

 

Установка толерантного баланса требует какого-то времени; а в итоге - многотысячные праздники дружелюбия геев с натуралами (в одном только Гамбурге на прайд вышло этим летом до 50 тысяч горожан – геев и натуралов).  У нас мы видим ту же динамику: прайд 2006 года собрал сотни возбуждённых экстремистов (от фашистов до православных), - число которых  падало с годами. В прошлом году это были жалкие десятки протестантов, журналистов и зевак.

 

Этап вынужденной адаптации (в том числе и агрессивных групп) к открытым геям на улице – неизбежность и ступень, которую не перепрыгнешь на пути к толерантности. Но чем дольше гей-сообщество делает вид, что его не существует в публичном пространстве, - тем болезненнее и драматичнее проходит его «камин-аут». Одна из реальных заслуг Московского прайда как раз и  заключается в том, что острая  дискуссия в СМИ позволила вывести проблему из числа  маргинальных – в область политики и права. Никакие просветительские проекты не смогли бы обеспечить такой сдвиг в общественном сознании. Тема гей-прав стала респектабельной и привычной, с неё снят заговор молчания в политике, а московская статистика показывает рост числа признающих за геями прав на публичные акции.

 

Я уверен, что публичные проекты (вроде гей-прайда) и просветительские программы – связаны друг с другом, как этапы легализации «меньшинств» в России. Без «острой» фазы адаптации общества к идее гей-равноправия – не возникнет затем и благоприятной среды для открытости и реализации культурных гей-программ… Так было во времена американского активиста Харви Милка, выведшего геев из баров – на улицу и в политику (где только и можно эффективно отстаивать свои интересы).. Так будет рано или поздно и в России. 


Вопрос:  Чем не устраивает нынешние ЛГБТ-сообщества в РФ госполитика толерантности?

 

-Это странный вопрос, потому что никакой «толерантности» власть не демонстрирует. Наоборот: госполитика (от мэра до депутатского корпуса и президента) является не просто гомофобной, а антиконституционной. Запрет на акции гей-сообщества в Москве (включая одиночные пикеты) – прямое нарушение Основного закона. Мифы и легенды, кишащие в «коллективном бессознательном» власти (от «аморальности» и «сатанизма» до «диверсии с запада»), усугублённые православным мракобесием, - просто делают невозможным правовое отношение государства к меньшинствам. Это – системный порок любого идеологического режима (включая путинский): там, где верховодят «духовность» и «национальные идеи», - там невозможны законность и порядок.

 

Кроме того, альянс режима с РПЦ  позволяет обеспечивать стабильность путём мифологизации образа власти, - а значит, в выборе между конституционным правом на мирные шествия и православной «моралью» власть всегда сделает выбор в пользу «морали». Такая конструкция режима, где гомофобия и церковный компонент оказываются глубоко встроенными в него, - делает для гей-сообщества неизбежным выбор в пользу правового давления на власть (от политических акций до судебных исков - включая Страсбург). Только такой «язык» способна понимать элита. Вы не уговорите антисемита или гомофоба стать толерантным человеком, - но вы можете заставить его жить по закону. Ну а детские мифы о «сотрудничестве» – давно пора отправить туда же, куда элитой отправлена конституция, - в мусорное ведро.


Вопрос:  Не чувствуете ли вы в последние месяцы рост внимания к себе и своим проблемам?

 

- «Наезд» префекта Митволя на гей-клуб, очередной запрет (им же) пикета об отставке, отказы судов признать незаконными запреты мирных действий гей-активистов,.. – всё это обычный фон российской жизни. Хорошо, если в новой «школе гей-актива» будут учить не только «мониторить» нарушения прав человека (что не фокус) или воспитывать «пространство для гордости», но и проявлять эту гордость на практике. Как формулировал Харви Милк, «Out of the bars and into the streets!»…

 

Только «задевая» общество и опротестовывая любую форму дискриминации, можно добиваться сдвигов в общественном сознании и в позиции власти. А «тихий» активизм – это как  вежливый протест или тёплое мороженое.

Tags: гей-права
Subscribe

  • Время выбора.

    “Яблоко” по итогам “выборов”, лишается государственного финансирования, набрав ничтожные 1,29% вместо прежних 3%, которые и…

  • "It’s a Sin"

    Поделюсь хорошей ссылкой, потому что "это грех" не увидеть британский мини-сериал "It’s a Sin" (2021). Заодно…

  • "Я, депортированный гомосексуал..."

    Друзья, хотел напомнить, что есть замечательная книга воспоминаний Пьера Зееля, который в 18 лет был арестован гестапо, выжил в нескольких…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments

  • Время выбора.

    “Яблоко” по итогам “выборов”, лишается государственного финансирования, набрав ничтожные 1,29% вместо прежних 3%, которые и…

  • "It’s a Sin"

    Поделюсь хорошей ссылкой, потому что "это грех" не увидеть британский мини-сериал "It’s a Sin" (2021). Заодно…

  • "Я, депортированный гомосексуал..."

    Друзья, хотел напомнить, что есть замечательная книга воспоминаний Пьера Зееля, который в 18 лет был арестован гестапо, выжил в нескольких…