Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Categories:

В поисках Левши... (к Дню города)

Побывав на свадьбе институтского друга и проехав по городу, неожиданно обнаружил массу перемен. Появился памятник Левше, достраивается Музей оружия (ошеломительный по форме и размерам), 
вокруг памятника Толстому забили фонтаны, на забытых богом перекрёстках нарисовались "зебры", и даже прошёл слух, что к Дню города сюда заедет премьер (видимо, чаю попить из самовара с сапогом).  :) 

Захотелось пройтись и оглядеться. Путь к Левше как раз пролегал через город,  между двумя моими фаворитами - Львом Толстым и Петром I. "Глыба и матёрый человечище" (по словам вождя) всегда казался мне большой удачей;  Льва Николаевича открыли в 1973 году, в эпоху застоя и соц-реализма. Но у скульптора В.Буякина не наблюдалось ни того, ни другого...

Суровый стиль и грубая фактура, монолит личности и отсутствие пьедестала, - никакого гламура и излишеств. Согласно легенде, классик должен был идти по полю босиком, но партийное руководство воспротивилось идее и "обула" графа - согласно директиве Политбюро о "повышении благосостояния советского народа" в текущей пятилетке. Нечего было Толстому смущать умы советского народа пропагандой "нищенства".. :) 

    

       

Благополучно миновав советскую эпоху запустения (когда отваливалась плитка, а металл покрывался копотью), граф удачно пережил нищету, но споткнулся об эпоху роскоши. Словно сама Софья Андреевна (руками буржуазных хозяев города) взялась "обустраивать" память о "великом муже" в меру своих филистерских представлений об атрибутах "величия".

Золотая надпись, раскиданные повсюду цитаты, клумбы, фонари и бьющие (среди цитат) фонтаны.., - такой гламурной пошлятины (в контрасте с суровостью фигуры) -  не мог себе представить не только "опрощенец" Толстой, но и советский скульптор Буякин.

  

Дух дешёвой буржуазности (как гений времени) загнал суровый памятник в совершенно неподобающий  контекст,  - и это было не только торжеством пошлости, но и чем-то более важным.. Неожиданно оказалось, что демоны эпохи Толстого - снова актуальны, они снова обступают человека, требуя от него духовного подвига. Не сливаться с мерзостью, не сдаваться пошлости (в том числе православно-государственного толка), быть духовным и самостоятельно мыслящим - вопреки "идеологии", "патриотизму" и имперской "вертикали". Называть православие - лакейским, власть - бесчеловечной, а имперский патриотизм -"последним прибежищем негодяя"... Всё это снова оказалось актуальным, а одинокая и суровая фигура Толстого, эстетически выпадающая из дешёвой помпы вокруг, - настоящим знаком времени...

Сегодня "антигосударственник" Толстой по духу ближе оппозиции, чем РПЦ и идеологии "Великой России". Согласно Толстому, не бывает никакой "Великой России", - а есть лишь величие отдельной души и отдельного человека - живущего по законам любви и ненасилия...

Если бы власть была умнее и понимала суть толстовской философии, ей бы следовало снести этот памятник, запретив Толстого в школе.  А то (глядишь) эти милые девочки, забавно позирующие маме, начитавшись как-нибудь классика, не в "нашисты" пойдут, а на "Марш несогласных"..

    

"И в небесах я вижу бога..." :) У Толстого есть рассказ "Три смерти". Надеюсь, на скамейке - не одна из них. Кстати, фигура графа, словно идущего в сторону ликеро-водочного завода, всегда была поводом для беззлобной иронии в эпоху  "борьбы с алкоголизмом". 

  

 

Приятно, чёрт возьми, набраться у фонтана...  мудрых мыслей!  :) Ходи  и размышляй себе о вечном с "Клинским" в пятерне. Так и хочется сказать, что "если у тебя есть фонтан, - заткни его".. (ну, вы помните). :)

 

Какое совпадение с сентенцией Алексия II, - "мы ненавидим грех, но любим грешника". Кажется, он говорил это накануне нападения православных экстремистов на мирную гей-акцию на Тверской. Такая  уж у них "Сука-любовь" :))

 

Тула - читающий город... Начитаться можно даже в  ресторанах...

  

Вот и следы просвещения. У нас даже знают о Сковороде (то ли поэте, то ли посуде).  
Что касается остановки "Университет", то она для меня - источник культурного шока. Прикрывая глаза ладонью, вспоминаю героиню Раневской: "Красота - это страшная сила!". :)

  

Типичный завтрак российского студента: кефир, Кока-Кола, пакет молока и сигарета у входа..

 

 

На стенах - следы увлекательной переписки. Кто-то озабочен судьбой МTV, кто-то разбирается с оплатой..

 

В моде "ангельская" тема. Центральный торговый комплекс - тоже "Парадиз"... Повсюду райское блаженство.  Трансляции из ХХС явно не прошли даром..

     

 Пальма у  здания УВД.  Китч, великий и ужасный. Слоники на комодах - "нервно курят в сторонке"....
"Дом-утюг", построенный на месте здания необычной планировки начала века. 

  

Ошеломительный музей оружия на подходе. Под этот ку(м)пол влезет не одна ракетная система, танк и самоходка. Не говоря о саблях и мортирах. Напоминает что-то из "Руслана и Людмилы", - не находите? :)

 

В каком ещё городе вам предложат на улице патроны по 5,4 рубля за штуку?  
А река Упа  совсем не так грязна, как когда-то в советское время (если судить по уткам).. 

      

Итак, Левша.. "Антивандальное устройство" (видеокамера) смотрит прямо в тыл "народного героя". "Тыл" этот выполнен художественно и со вкусом. Ниже - золотые цитаты из Лескова и Толстого. На изнанке аккуратного фартука - дата исполнения фигуры - 1989 год. В стране как раз шла борьба за трезвый образ жизни, и Левша (видимо) стал актуален, как герой, допившийся до чёртиков, но при этом годный к созданию уникальных технологий и опередивший Запад... Версия сказочного героя, - поэтому не удивительно, что в руке он держит пустоту, кусочек ветра, видимость работы, миф об эффективности российской экономики (и системы в целом). 

Злые языки утверждают, что Левша показывает жестом размер своей зарплаты. Или сколько он выпил вчера с друзьями после работы... Хотя, какая разница? Как известно, герою не удалось убедить власть, что лучше ружья кирпичом не чистить, отчего он спился окончательно. Бегая по инстанциям, он пил, не просыхая. Болел душой за "интересы государства" и кончил в "тюремной больнице". Ни слова протеста или сомнения в "императоре"... За что и получил от власти памятник - в назидание о правильном поведении для юных поколений....  :)

  
 

    

Желая быть актуальным, я бы расположил пальцы иначе (см. вариант). При таком социальном расслоении они иначе и не складываются. А молоток в руке приобретает совсем другое значение.

"Машзавод" (типичная "оборонка") обзавётся "молельным домом". То ли туда ходят бить поклоны целыми цехами,  замаливая убиенные души - в результате действий их продукции.. То ли намекают фактом храма на территории государственного завода, что в их дружном коллективе нет ни иудеев, ни мусульман, ни атеистов с католиками. Впору вручать "Переходящую Хоругвь" православному коллективу славной "фабрики смерти". :)


    

      

Но мы уже пришли... Тульский оружейный завод (с памятником Петру) - как раз через дорогу. Мощная  фигура - работы Роберта Баха (1910) завораживает духом и исполнением. В начале XX века этот стремительный Пётр стоял на заводской территории. Драный фартук (не то что гладенький Левша!), тяжесть руки с "верёвками" вен, энергичная динамика жеста, складок и фактур..

Своего рода концепт власти с человеческим лицом, мечта о синтезе элиты и народа - в канун развязки их отношений.. Мечта о прорыве России к европейским стандартам.  Удивительно выразительный Пётр - уровня Медного всадника, где символизм фигуры слит с психологическим портретом человека.. Если это и "державный" образ, то всё же близкий к образу "народного царя".

Великая российская утопия и  центральный российский миф, - отлитый Бахом в бронзе в 1910 году...

      

Недалеко  от Петра - автор знаменитой "трёхлинейки" Мосин. Вороватые туляки то и дело "тырили" на сувениры легендарные винтовки, привинченные по четырём углам монумента. Не помню сколько раз Мосин оставался без своих "стволов" и сколько раз их привинчивали снова.. Пока не махнули рукой..

    

Где-то в скверике, между Мосиным и Петром затерялся токарь Пушкин. Бюсты "дважды героев" стали устанавливать на родине "передовиков" при Брежневе, стараясь вывести народ из запоя и поднимая престиж "рабочих профессий". Несчастные "дважды герои" ещё при жизни вынуждены были созерцать собственные монументы, спеша на работу и всё более приближаясь к ним сходством..

 

Вот и финиш... Если мостовая посылает вам в конце марш-броска неожиданный "смайл" крышкой люка, - то (надо понимать) прогулка удалась. :)
Tags: взгляд на вещи, прогулки, фото
Subscribe

  • Звонки

    В этом неудачном году с тремя двадцатками (20.11.2020) два человека меня не поздравили. С институтских лет я ждал от них известий в день рождения…

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • Вирус, как последняя надежда.

    От Лещенко до Путина - всего два рукопожатия. Песков мог бы сыграть в судьбе России историческую роль. (Говорят, в усах вирус живёт дольше). В…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments