Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Categories:

Людвиг Фейербах: "Человек человеку - бог"

   206 лет со Дня рождения.

Поздравляю друзей со знаменательной датой:  206 -летием со Дня рождения Людвига Фейербаха! :)

Кто-то вчера отмечал день крещения Руси, а мне ближе дата, имеющая отношение к развитию человеческой мысли. Освобождение от концепции "небесного патернализма" (где человечеством заведует один большой Отец, а все мы - его неразумные "чада") - безусловно, огромная философская задача для культуры, предпочитающей научное мировоззрение мифологическому.

Можно долго спорить о позитивизме и мифологии, - но одно очевидно: религиозная модель мироустройства (ислам это, православие или католичество) - предлагает отказ от гражданских прав и свобод, покорность древней  нормативности в социальном поведении,  дискриминацию личности во имя идеологии и государственной "морали".

Лично мне не нужны антинаучное мировоззрение и антиправовая идеология. Но если на Западе религия - вопрос личного выбора, то в России - это проблема государственного диктата и культурной деградации общества. 

В условиях мракобесия РПЦ, любой (мне кажется) интеллигентный человек (верующий он или нет) не может не быть настроен анти-церковно. Таков, увы, моральный императив в условиях российской реальности.

***

Людвиг Андреас ФЕЙЕРБАХ (1804–1872), немецкий философ-гуманист, родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста – Пауля фон Фейербаха.

В 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и стал его последователем. Окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене.

Позднее писал об этом периоде: «Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель».

В 1828 защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» и получил должность приват-доцента Эрлангенского университета. Преподавал метафизику, логику и историю философии.

После анонимной публикации «скандальных» «Мыслей о смерти и бессмерти» (1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры.

Тем не менее, он опубликовал в дальнейшем ряд значительных работ: «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833), «О Лейбнице» (1837), «О Пьере Бейле» (1838).

В течение четверти века  жил вдали от немецких культурных и академических центров – в деревне Брукберг (Тюрингия), сотрудничал с философскими журналами – «Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства» и «Ежегодниками по вопросам научной критики», где публиковал яркие рецензии.

Преследовался цензурой, - запрету подверглись его книги: «О философии и христианстве» (1839) и «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), где он развивал идеи о том, что «вера в Христа есть вера в человека», поскольку «Христос был человек». Известен тезис Фейербаха: «Человек человеку Бог».

Наиболее яркие работы: «К критике философии Гегеля» (1839) и самая известная – «Сущность христианства»  (Das Wesen des Christentums, 1841).

С позиций материалистической критики Фейербах оспаривал христианские воззрения и развивал новую «религию любви».

Он писал: «Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом,  ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других».

«Что это за умонастроение, что это за религия – религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви».

Перу Фейербаха принадлежат: «Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов» (1934), «Основные положения философии будущего» (1845), «Теогония» (1857) и др.

К концу жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию.

Фейербах вспоминал: «Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией.

Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей».

Умер Фейербах в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872.

источник
Tags: философия
Subscribe

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments