Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Земля Уц или Пожар как философская проблема.

Перед тем, как процитировать слова патриарха о пожарах, напомню о существовании философской проблематики, которая обозначается термином "теодицея". Состоит она в необходимости "оправдания бога" (несовершенства и зла, разлитых в его "творении") и требующих какого-то философского осмысления.

Проблема эта мучительно интересовала Достоевского (герои которого сосредоточены на несовершенстве "мира божьего"). Да и в самом Ветхом Завете "Книга Иова" - целиком посвящена "оправданию бога", который "попускает" зло, массовую гибель безгрешных младенцев и много ещё чего - включая пожары и гибель "нажитого непосильным трудом" имущества...

Напомню, что многочисленные несчастья Иова (смерть "отроков", нищета, страшные болезни и прочие язвы) - обрушиваются богом на многодетного старика (семь сыновей и три дочери) в результате занятного спора с дьяволом. Враг рода человеческого искушает творца проверить "силу веры"  ряда особо благочестивых граждан "земли Уц"...

"Разве даром богобоязнен Иов? - подначивает бога  лукавый. - Не ты ли кругом оградил его?.. Но простри руку твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он тебя?" (1; 9)  Возмущённый неверием в собственные силы, творец тут же заключает "контракт" с сатаной, - "на спор" выдавая ему "лицензию" на "охоту" за благочестивым гражданином. С Иовом, детьми и хозяйством  можно делать всё что угодно (разрешает бог), лишь бы оставить его в живых. 

Далее происходит много печальных событий. "Огонь божий упал с неба и опалил овец и отроков, и пожрал их.."  "Сыновья и дочери ели и вино пили... и дом упал на отроков, и они умерли.." (видимо, в наказание за распитие спиртных напитков). Наконец, несчастный отец поражён "проказой лютою от подошвы ноги его по самое темя его"..

Все в шоке, - включая самого Иова.

В отличие от нас, он-то был абсолютно верующим человеком и терялся в догадках, за что же с ним так обошлись "наверху"? Супруга Иова, видя мучения мужа и оставшись на пепелище, искренне советует ему покончить с собой. "Похули бога и умри!" - советует добрая женщина.

Но Иов, впечатлённый убийством десятерых невинных "отроков" (по сути, ни за что, а "на спор" с дьяволом), - начинает впервые задумываться о жизни и задавать небесному патрону крайне неудобные вопросы.
В частности, почему в подведомственном ему хозяйстве гибнут невинные "отроки", а дети отвечают за отцов лютой смертью? Где же тут хвалёная "благость творения", о которой твердит паства? И почему божий мир полон зла?

Короче, где справедливость?

Если бог всемогущ, но допускает смерть невинных, - то он злобен, а если не всемогущ, - то он не бог. Что-то в этом роде формулирует "благочестивый Иов", над могилами детей и весь покрытый язвами. Живи он в наши дни, он бы обязательно прибавил, что даже Сталину (в отличие от бога) ясно было, что "сын за отца не отвечает".. .

Интересующиеся могут сами заглянуть в "Книгу Иова", чтобы освежить в памяти конец душераздирающей истории отца десятерых покойных детей. Пообщавшись лично с создателем  (который появляется "из бури"), Иов в конце книги раскаивается "в прахе и пепле" в собственных сомнениях. Тем не менее, он успевает наговорить богу много неприятного в лицо.

И вопросы эти (так сказать) зависли между небом и землёй, не получив внятного ответа.

Вслед за этим возникла религиозная философия, проблема "теодицеи", - потребность людей примирить "благость творения" с вопиющим злом и гибелью невинных.. Иван Карамазов кинулся рассуждать о "слезинке ребёнка" и мировой гармонии, - "возвращая билет богу" и не желая жить в подлом мире "верховного архитектора", где божественная гармония оплачена слезами и смертью детей.

Но это уже другая история, уводящая нас в философские и филологические "дискурсы".

Вернёмся к пожарам и г-ну Гундяеву...

Как и многострадальный Иов на пепелище, патриарх вынужден отвечать на вечный вопрос о смерти детей, "попущении злу" и причине божественных испытаний, свалившихся на "православную страну".

Он ищет логику - и традиционно находит её в "греховности" населения... Нагрешили, мол, - получайте божественную расправу над детьми - на свою голову...

Цитирую...

Патриарх заявил: «Я считаю необходимым обратиться к Церкви из этого места, объятого дымом».

И призвал "объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю". Настоятелям храмов он предписал собирать прихожан на молебны, а на ектеньях при совершении литургии - вставить особые  молебствования о дожде.

Одновременно он «призвал благословение» на пожарных и власти за борьбу с божьей волей – в виде посланных на нашу голову пожаров.

Патриарх так обосновал провидение господне:

«Беда пришла к нашему народу. В результате страшной засухи и массовых пожаров погибли люди, сотни остались без крова, и тысячи без средств к существованию. Многие из пострадавших — это пожилые люди, всю жизнь, кормившиеся от земли своим скромным хозяйством. Но много также и детей, ведь выгорают целые деревни.

Я призываю всех верных чад Русской Православной Церкви объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю.

Многие задаются сейчас вопросом, почему допустил Господь этому несчастью обрушиться на бедных людей, которые часто не имели даже небольших сбережений? За что это наказание? Конечно, людские грехи причина всех земных несчастий.

Пусть каждый обратит внимание на себя самого и каждый кается в своих грехах.

…любой из нас может оказаться в такой же ситуации, когда исчезает все, все материальные ценности, подрывается здоровье, и к кому же обратиться за помощью, как ни к Богу

Вместо эпилога.

Меня всегда поражала (как бы помягче выразиться) изворотливость религиозной мысли - в случае "оправдания зла". Байрон иронически замечал: "И воробей без промысла не пал.., - да чем же нагрешили воробьи-то?" Вот и я - о стариках, детях и погорельцах, которые "часто не имели и небольших сбережений"? Их-то за что? И это вопрос - вовсе не к Гундяеву. :))

Очевидная насыщенность мира злом и несправедливыми смертями, - ставит для мыслящего человека "творение" под большой вопрос. В мире, где за "грехи" взрослых, божество (как древний Кронос) пожирает детей, - или не существует "божественного архитектора". Либо этот "архитектор" - мухлёвщик и "троечник". Способный променять жизнь детей на победу в споре.

Вопросы (лично для меня) риторические. Просто Гундяевский церковный "официоз" заставил ещё раз усмехнуться христианской логике...

Патриарх немного поторопился с массовыми молебнами. Если бы он призвал к ним ближе к 15 августа (в согласии с данными синоптиков), то благодатный дождик оросил бы страждущую Русь аккурат в ответ на православные молитвы. Что здорово укрепило бы (и без того не хилый) "авторитет" православной церкви.
Tags: взгляд на вещи
Subscribe

  • Звонки

    В этом неудачном году с тремя двадцатками (20.11.2020) два человека меня не поздравили. С институтских лет я ждал от них известий в день рождения…

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • Вирус, как последняя надежда.

    От Лещенко до Путина - всего два рукопожатия. Песков мог бы сыграть в судьбе России историческую роль. (Говорят, в усах вирус живёт дольше). В…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Звонки

    В этом неудачном году с тремя двадцатками (20.11.2020) два человека меня не поздравили. С институтских лет я ждал от них известий в день рождения…

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • Вирус, как последняя надежда.

    От Лещенко до Путина - всего два рукопожатия. Песков мог бы сыграть в судьбе России историческую роль. (Говорят, в усах вирус живёт дольше). В…