Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Categories:

"Содомиты" глазами художников :)

Хотел бы поблагодарить Clement`а за потрясающе интересные сведения, касающиеся изображения "содомитов" в религиозных манускриптах. 
http://clement.livejournal.com/150920.html?view=5007496#t5007496 .   

Текст же моего комментария (точнее, фантазии) связан с одним из сюжетов венского манускрипта.

 
 

Но прежде -цитата.

Clement:  "
Наиболее известная в связи с содомитами страница венского манускрипта 2554 это безусловно страница 2r.  Мало того, что это одно из редких изображений содомитов, это ещё и единственное известное мне изображение лесбиянок в средневековом манускрипте. Гомосексуальные пары противопоставлены единственной правильной форме сексуальности, представленной Адамом и Евой на соседнем медальоне. ...

Распущенные волосы женщин могут быть проинтерпретированы как атрибут Роскоши, а жёлтый цвет в тринадцатом веке достаточно однозначно связывался с изгоями: евреями, еретиками и проститутками. В какой степени подобная интерпретация осмысленна здесь неясно, т.к. кремовая простыня мужской пары подобного толкования не допускает, и вполне возможно, что жёлтый был выбран из эстетических соображений.

Мужская пара более колоритна: один из мужчин - лицо духовное (тонзура), другой - иудей, еретик или дурной христианин (именно их Bible moralisée изображает в круглых шапках). Одежда второго мужчины открыта сзади, что указывает не только и не столько на движение, сколько на разнузданность и непристойность действий.  Присутствие чертей указывает не только на адское происхождение гомосексуального поведения, но и на предстоящее наказание за грехи, что поясняет и расположенный рядом текст, сравнивающий нарушение заповеди Адамом и Евой с нарушением заповеди однополыми парами."



alexalexxx  Небольшая фантазия на тему медальона.

 

Сюжет свидания двух парней (говоря современным языком) крайне меня заинтриговал.  Думаю, сквозь символизм и условность изображения (регламентированных жанром) можно попытаться разглядеть след жизненных реалий, тем более - детализация такова, что позволяет хотя бы пофантазировать на тему этой пары. :)

 

Первое, что бросается в глаза, - речь идёт о моменте самого начала свидания (и петтинге:).. Одежда ещё не снята, а спадающие донизу полы монашеской одежды и бордового плаща – говорят о том, что всё ещё впереди. Художник явно постарался  дать сюжет в динамичном развитии: поворот тел, позы, жесты рук -  динамичны и выразительны… 

 

Монах взялся за край одежды, явно стараясь приподнять полы, дав простор для действй партнёра :)  Он выглядит более «мужественным», беря инициативу на себя: активно обнимая и притягивая к себе за талию любовника.

 

Хорошо видно, что он любуется своим более «женственным» визави, который в ответ нежно смотрит на него, романтично обвивая шею руками.  Его пластичная поза, более броская одежда и плащ с двумя бедренными разрезами,  действительно (видимо) выдают в нём более "женственного" партнёра. А брови, приподнятые к переносице, полуулыбка и нежный обхват шеи - выразительно передают искреннее и эмоциональное любование, с которым он смотрит на друга.

 

Совершенно очевидно (судя по мимике и жестам), что  речь идёт о взаимных чувствах, а не о «похоти» или «разврате» в чистом виде…

 

Насколько этот важный момент был отрефлектирован самим художником – я не знаю. Но ясно,  что чувство двух мужчин (которое читается в этом сюжете)  - «преступное» и чреватое адскими перспективами, - всё же не смотрится здесь отталкивающей и "разнузданной" «похотью», а выглядит обаятельно и человечно...

 

«Человеческое, слишком человеческое» - для жёстких канонов жанра религиозной илюстрации!.. :)

 

Если углубиться и далее по скользкой дорожке интерпретатора :), - то можно бы увидеть здесь некий контрапункт между «законами жанра» и тайным (личным) прочтением ситуации художником. Во всяком случае, то, что мужской паре любовников грозит всего лишь один бес (да и то, скорее, возмущённо тянущий длань к «позорящему сан», но даже не взирающий на светского партнёра), - а также то, что в лицах и жестах здесь явно присутствует любовь,  - возможно, говорит о тайном (подсознательном?) желании оправдания героев, о  неортодоксальном решении автором этой темы в возможных (отведённых ему жанром) пределах художественной интерпретации..

 

Почему бы не пофантазировать, если уж автор был так точен в деталях и тем самым даёт нам повод.? :)

 

Затем. Покрывало, явно сбитое в складки, сообщает позам дополнительный динамизм (возможно, это смятая постель – но тогда чья?) Нога, зацепившая покрывало (очень трогательная деталь, говорящая о степени детализации и о степени "вчувствования" в сюжет) – позволяет дорисовать мизансцену..  

Человек явно только что «упал в объятия» друга, - или, возможно, только что лежал с любимым рядом на спине, и только что занёс колено, поворачиваясь к нему и стараясь теснее прижаться,  нежно обняв сверху… А притягивающая его в этот момент рука друга, конечно, постарается сейчас прижать его к себе ещё крепче… Очевидно, для поцелуя.

 

Этот "зыбкий", "текучий" и динамичный момент (абсолютно уверен, как гей:) – точно «схвачен» художником именно перед поцелуем, и приподнятая навтстречу голова монаха говорит о том же.

 

Дальнейшие «любовные сценарии» пары могут быть различны – и то, что последует за поцелуем, остаётся «за кадром» медальона. :) Но для меня совершенно очевидно, что любовный момент этой встречи невероятно психологичен и пластичен - в смысле психологической и чувственной насыщенности. Здесь явно присутствует  тайный «сценарий», данный автором в «свёрнутом» виде, но  легко читаемый внимательным зрителем.  

 

Светлый «месседж» автора, заданный психологизмом и деликатным выбором «любовного момента», позволяет угадывать здесь «оправдательный» контекст сюжета (в его контрапункте с ортодоксальной этикой жанра) – как очень и очень вероятный…

 

Во всяком случае, «личный мотив» художника, так лирично, убедительно и со знанием дела показавшего свидание двух парней – не кажется мне вовсе уж абсурдной фантазией интерпретатора. :)


p.s.  Один важный нюанс: "открытая сзади одежда", как бы обозначающая "разнузданный характер действий" и "пассивную роль"  героя, - кажется мне не вполне точной трактовкой. 

Особенно в свете "лиризма" и пластики пары,  вряд ли можно говорить о "разнузданности" .  

Достаточно приглядеться, чтобы понять: это вовсе не задний разрез плаща, а боковой, - парный ему мы видим в складках под фигурой.  Да, конечно, бедро в боковом разрезе - сексуально и выразительно, но согласитесь: это всё-таки что-то иное,  чем "разнузданное" одеяние средневекового  "хастлера",  фланирующего по улицам в плаще с задним (!) разрезом! :)))  

Столь отъявленной порочности герой здесь всё же не являет!
  
Tags: art, gay, культура
Subscribe

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…