Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Categories:

Манн и Висконти. Две "Смерти" в Венеции.



Возвращаясь к теме.. Но она кажется мне важной.

Недавно записал без дубляжа фильм Висконти в оригинале и сумел оценить аутентичную фонограмму. Как-то я писал, что пытался осмыслить загадку обаяния этой ленты - в сравнении с новеллой Манна.

Думаю, тайна (и разгадка) в более гуманной трактовке любви героя. Не случайно в оригинале Ашенбах - писатель, а в фильме - композитор. (Сходство Ашенбаха с Малером в картине - очевидно) . Это знаковое, концептуальное различие.

Манн приводит Ашенбаха к полному личностному краху, отказу от личности (краска, макияж). И в концепции Манна это, - действительно, "смерть" писателя-моралиста.

У Висконти всё намного светлее и сложнее (как сложен и сам человек, который не исчерпывается моралью). Ашенбах-композитор на пляже, незадолго до финала, садится за стол и пишет (очевидно) музыку. Мы видим творческий порыв - навстречу любви. В момент смерти Ашенбаха Тадзио уходит по берегу (метафора границы жизни и смерти, жизни и вечности) - куда-то в вечность, растворяется в свете и любви.

И в этом огромное отличие от новеллы.

Любовь композитора к подростку - не убивает творчества, а уводит героя в какой-то новый мир (Чайковский с любовью к Бобу - самый близкий прообраз). У Висконти это не "смерть" гения, а трагический этап его жизни. И в этом - глубокий гуманистический оптимизм Висконти: его гомосексуальная любовь - не означает творческого краха. (Пётр Ильич не даст соврать:).

Более того, финал фильма выводит зрителя на какой-то очень глубокий философский уровень, заставляя оценить светлую сторону этой "странной страсти". Не случайно по щеке Ашенбаха течёт уже ненужный грим, - художник освобождается от мишуры и земной необходимости "нравиться". Но в области Любви он в этот момент - где-то рядом с Тадзио - следует за ним взглядом (и не только), идя по берегу моря, по краю Вечности, Любви и Красоты.

Это очень гармоничный финал, несмотря на физическую смерть. И совсем иное - у моралиста-Манна, который (как мы знаем) тщетно боролся в жизни со страстью к юному герою, - и сумел по-христиански "наказать" (разоблачить) свою страсть в новелле - в изображении бездуховного краха некогда духовной личности.

Ашенбах симпатичен Манну, но он наказан за "греховную" страсть - смертью физической и творческой (вполне в духе морали и времени).

Фильм Висконти - "документ" другой эпохи, другого взгляда на любовь, страсть и гомосексуальность. Поэтому фильм - полемичен к новелле и опровергает её тонкими художественными средствами.

Концепция Висконти, разумеется, намного ближе мне - и современности. Поэтому можно сказать, что текст Манна - остался в 20 веке, а фильм Висконти - шагнул с нами в 21-й...
Tags: гей-кино, кино, литература
Subscribe

  • "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"

    Недавно один из роликов произвёл на меня впечатление. Крепкого вида чернокожий в бейсболке и спортивных штанах наступает на белую девушку, тыча ей…

  • В гостях у мэра.

    Мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич со своим симпатичным собакиным по кличке Бадди. (Чем-то они неуловимо похожи)). Фото из Инстаграма супруга - Частена,…

  • День исторической Халявы.

    Кто-то пишет о "дне исторического оптимизма" (как Шендерович), но у меня другое отношение к символизму 5 марта. Представьте себе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments