Алекс (alexalexxx) wrote,
Алекс
alexalexxx

Category:

Парадокс Святого Себастьяна.



Традиции иконографии Христа довольно многообразны. (Сошлюсь на снимок писателя и фотографа Митча Каллина (Mitch Cullin). Обнажённое тело в христианстве - сложная тема, в которой конфликтно пересекается несколько реальностей.    (http://alexalexxxmail.gallery.ru/watch?ph=x46-fZVEx#feature=topscroll)

Несмотря на то, что в римской практике мужчин казнили обнажёнными (нагота - дополнительная кара для преступника), христианство, разумеется, не готово было следовать в иконографии историческим реалиям по понятным причинам.

Принципиальная а-сексуальность христианской доктрины, неприятие чувственной наготы и тела ("сосуда греха"), концепция "падшести тварного мира" (неполноценности земного бытия) - заставляет церковного художника сочетать в изображениях наготу богочеловека (дань историческому сюжету) - с драпировкой его бёдер.

Член, как "естественный композиционный центр" мужского тела (как "инструмент" земной жизни) - не мог становиться центром внимания молящейся публики, - задача которой заключалась в том, чтобы отрешиться от "греха", а не сосредоточиться на нём.

Нагое тело в христианстве могло изображаться только мёртвым, в контексте смерти, а не жизни. Нагое - значит мёртвое (таков идеологический посыл доктрины).

Все нагие тела, которые известны нам по галерее христианских святых, - это умирающие, агонизирующие, либо мёртвые герои: Св.Себастьян, Иоанн Креститель, Св.Ипполит (и т.д.) Либо, как Адам, - это герои изгнанные и наказанные. (Чувственная нагота наказуема).

Парадоксальность "святого" образа, однако, состоит в том, что нагота божественного героя никогда не могла полностью избавиться от чувственного элемента. А чувственные изображения тех, кто сексуальность полностью отрицал, - стали "эстетическим стандартом" - особенно в эпоху Возрождения.

Художники-гомосексуалы (и не только) создали настоящий культ "чувственной наготы", - не случайно роспись Сикстинской капеллы Микельанджело шокировала заказчиков (часть откровенных деталей пришлось драпировать позднее другому художнику).

То, как нагота в христианстве становилась поводом для "эротизации" персонажей Священной истории, - особенно хорошо видно на примере Св.Себастьяна, - ставшего для многих поколений гомосексуалов (ограниченных в свободе проявления своих чувств и симпатий) настоящей "гей-иконой" в церковном искусстве.

Подростковую чувственность, просыпавшуюся в прошлые века именно в церкви, при виде "распростёртого" мужского тела - замечательно описал Леонид Добычин в "Городе Эн" (1936).

Для фантазирующего подростка-гея, "голый Христос в простыне" - тема для эротических переживаний, а нагой Иоанн Креститель - кажется ему особенно "милым". Отношения Христа с "любимым учеником" - повод пофантазировать о близости с "учениками" собственной школы.

В романе Мисимы "Исповедь маски", мальчик, очарованный наготой Святого Себастьяна, познаёт "таинство" первого оргазма.



Образ "беззащитной" мужской наготы, - безусловно, рождал эротические чувства и фантазии, от которых не могла "защитить" и избавить никакая вера или церковь.

Особенно в обществе, где публичная нагота была доступна для юношества прежде всего в церкви, обязательной для посещения.

И если средневековые люди месяцами могли не мыться, не имея понятия о гигиене, душе или бане, - то наготу святых они созерцали ежедневно (и фантазии их оставались вне "зоны контроля" церкви).

В более свободные времена, когда библейские персонажи стали доступны светской интерпретации, - нагой Христос (вполне историчный и реалистичный) - появился в живописи.

После сексуальной революции это было неизбежно. Но не только.

Образ нагого Христа - изначально (философски) противоречив. Сегодня эти противоречия кажутся ещё актуальнее. Сексуальность - мощно вторгается в традиционный христианский мир, её невозможно игнорировать либо слепо отрицать.

Веками подавляемый Эрос, с которым долго воевало христианство, - сегодня совершенно неотделим от образа человека и его личности.

Церковь начинает венчать однополые пары, - признавая (тем самым) Эрос частью "естественного права" человека на счастье. (В однополом браке не репродукция, не дети, а чистый Эрос выступает в роли "связующей ценности"). Тогда как традиционный церковный брак видел смысл в "продолжении рода", - но не в чувственной любви.

Поэтому и в образе Христа "сексуальный акцент" также становится важен и значим. Верующий современник хочет соотносить себя с "современным" Христом, видеть тождество своей души и тела - с его духом и телом. Для современного человека "табу" на наготу и её отрицание - кажется смешным и примитивным.

Несмотря на то, что христианская доктрина остаётся а-сексуальной и требует полной победы духа над плотью и чувственностью, - церковь ныне живёт в большом мире, с которым должна считаться.

Поэтому независимо от церковных усилий, "лишить" Христа гениталий, каких-либо чувственных проявлений в отношениях с учениками, представить его тело - бесполым (лишённым пениса, эрекций, поллюций, гормонов, подростковой гиперсексуальности, страстей и желаний) - не получится.

Жизнь постоянно будет вторгаться в образ "доктринального" Христа, чтобы придать ему человечности и реализма.
В конце-концов, согласимся, что нагое тело на кресте - это гораздо более сильный и мощный образ героя, пожертвовавшего всей полнотой своих телесных возможностей, - ради духовных идеалов (каковы бы они ни были).

Христианство, постепенно впускающее в свой бесполый мир - человеческую чувственность, постепенно признавая эрос и земную любовь - естественной частью "духовности", - это невероятно захватывающее зрелище, свидетелями которого мы становимся.

"Гуманизация" христианской доктрины (как знать?) - дело не совсем уж далёкого будущего.

http://alexalexxxmail.gallery.ru/watch?ph=x46-gn74B  // Содома. "Бичевание Христа".
http://alexalexxxmail.gallery.ru/watch?ph=x46-gn74p#feature=topscroll  // Боутс. "Смерть Св.Ипполита"
http://alexalexxxmail.gallery.ru/watch?ph=x46-gn74y#feature=topscroll  // Гвидо Рени. "Иоанн Креститель"
http://alexalexxxmail.gallery.ru/watch?ph=x46-dhxqo // Микельанджело. Адам и Ева.
http://alexalexxxmail.gallery.ru/watch?ph=x46-fQEYR // Leon-Joseph-Florentin Bonnat "Борьба Иакова с Ангелом".

Микельанджело. "Распятие".
Tags: gay-art
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments