фото

О языковой капитуляции.

Каждый российский гей рано или поздно имеет дело с агрессией: «Пидор, что ли..?» «Печи по вам, пидорасам, плачут..» (Варианты вербальной ненависти – банальная часть нашего быта).

Ответной стратегии две: возвращение грязного словечка его автору. Или отработанный юмор: «Пидор, да, и чё? Это приглашение?».. Впрочем, дело в том, что оба варианта не снимают проблемы агрессии. Ваш юмор не сделает гопника терпимее к вам, а конфликт вовсе не будет исчерпан. Желание подыграть гомофобу в его туповатой ненависти – может казаться вам удачным приёмом, способом избежать конфликта и проблемы. Но это, скорее, иллюзия.

Попытка заигрывать с лексикой ненависти путём "нормализации" её самой жертвой – опасный путь. Особенно если из уличных, бытовых практик этот способ переходит в область активистских стратегий..

Недавно беларусский ЛГБТ-активист Андрей Завалей "порадовал" сообщество "манифестом" на тему: "пидор - это звучит гордо" (что-то в этом роде). Теперь и в России откликнулись статьёй "Счастливый пидорас", где гей-активист рефлексирует на тему ненависти, предлагая её игнорировать, "перестать себя стыдиться" и быть "счастливым” – в ответ на агрессию. (При этом почему-то идентичность связана для автора не с самоощущением гея, а с кличкой из уст гомофоба. Путь к принятию себя странно пролегает через грязный взгляд агрессора. Чем не “стокгольмский синдром”?)

У репрессированных групп есть две стратегии выживания и социальной адаптации: использование демократических механизмов для продвижения равенства (путь гордости и отстаивания личного достоинства), - и путь выживания в полицейских режимах, в условиях травли и запретов, - через механизмы психологической защиты (когда невозможность повлиять на лексику ненависти ведёт к её "присвоению" жертвой). Стратегия затравленных.. ("Тебя оскорбляют клички, ты не можешь изменить ситуацию травли? Тогда гордись низкопробной кликухой, вынося чужую ненависть на собственные знамёна").

Россия в годы репрессий (о расправах в Чечне напоминать излишне) бодрым маршем догоняет (обгоняет) Беларусь - с полным набором запретов. Поэтому "нормализация" лексики ненависти (в той или иной форме) ЛГБТ-активистами, на мой взгляд, - тревожный знак. То, что выглядело “естественным” в Беларуси, начинает выглядеть "нормальным" и в России.

Психологически это понятно: жертва устаёт от социальной травли, принимая гомофобные словечки в качестве "новой нормы". Но умиротворение ненависти - не решает проблем уязвимой группы. А лишь тиражирует новые. Вам кажется, что именуя себя на языке врага, вы избегаете дальнейшего насилия? Но это иллюзия. Терпимость к кличке - лишь распаляет аппетиты гомофоба, ксенофоба и расиста. Вслед за согласием быть «пидорасом» - вам придётся “сечь” себя и дальше – в роли известной “вдовы”. Отказ от «красных линий» в общении с агрессором будет бить по вам же.

С трудом представляю себе еврея в рейхе с предложением (с плакатом) быть "счастливым жидом". (Пишу без отточий, чтобы дать читателю возможность оценить прямоту «манифеста» «пидора»). Ещё меньше я могу представить себе Мартина Лютера Кинга с транспарантом "Я счастливый чернозадый" - во главе колонны марша на Вашингтон. Так устроено человеческое достоинство: оно не бывает «второй свежести»: либо оно есть, либо его нет. Нормализуя лексику ненависти, принимая её в свой языковой обиход, вы не решаете проблему языкового насилия, а создаёте новые поводы для него.

Я вовсе не ханжа: "внутренний" юмор групп может работать с обсценной лексикой; чернокожие шутят о "нигерах" и "чёрных задах", геи не избегают кличек в анекдотах, - но это право самой группы "юморить" во внутреннем обиходе. Но если вы выносите слово "пидор" в идейный "манифест", - то это акт капитуляции перед политикой ненависти к вашей группе.

Если гей-сообщество не способно противостоять языку гопников даже на уровне лексики, "умиротворяя" гомофоба принятием его картины мира, - то что уж говорить о поведении?

Выходя на российские ЛГБТ-акции с 2006 года, активисты, прежде всего, отстаивали право на человеческое достоинство, а вовсе не право носить кликухи. Им бы и в голову не пришло выходить на улицы в роли "счастливых пидорасов", - поскольку у Московского гей-прайда (например) были задачи в области прав человека.

Навязывая клички в качестве "нормы", вы не объединяете, а раскалываете сообщество в сложные для него времена. (Возможно, решая задачи личной адаптации, - но не проблемы группы в целом). Мне пришлось расстаться с френдом, автором «манифеста», слишком активно продвигавшего в ленте лексику из него. Мне и без того достаточно в жизни «огрызков» и «ошмётков» ненависти - чтобы тащить её в дом, принимая грязь за «норму». У меня есть поводы гордиться чем-то иным, кроме клички и «стокгольмского синдрома».

Уверен, что огромное число евреев, геев, чернокожих - не готовы «с гордостью» носить имена "жидов", "пидарасов" и "нигеров" (даже "счастливых") ради иллюзии, что в соглашательстве - решение проблемы. Стоит ли превращать агрессию в "водевиль", "не замечать" её, избегая прямого взгляда на вещи? В то время как ненависть - остаётся частью вашей жизни, как бы виртуозно вы ни уворачивались, - принимая плевки за воздушные поцелуи..

Именно поэтому моду на принятие лексики ненависти я считаю тупиковым сюжетом для ЛГБТ-активизма. Чем раньше она будет изжита, тем здоровее будет наше самоощущение.

Наверное, идея вождей "единой России" вынести кличку "партии жуликов и воров" на свои голубые знамёна - вызвала бы в обществе такой же приступ хохота. (Впрочем, каждому - своё).

Наконец, что делать с долгими попытами активистов требовать от прессы адекватного языка? С просьбой не тянуть в печать "совковый" сленг вроде "гомосексуализма" (со "шлейфом" диагноза), предпочитая нейтральные: "гомосексуальность" и "гомосексуалы"?. На фоне терпимости самого гей-сообщества к грязной лексике - эти требования к прессе выглядят нелепым фарсом. "Научитесь, друзья, уважать себя сами, - ответят вам в СМИ, - а потом уж требуйте от нас". И будут правы..

Советы быть "счастливым пидорасом" в агрессивной и гомофобной стране - выглядят абсурдно. Уж точно, этот стиль не для меня. По старинке я предпочитаю называть своими именами: оскорбление - оскорблением, пощёчину - пощёчиной, кликуху - кликухой, ненависть - ненавистью. "Замечая", а не "игнорируя" пощёчины. Ощущение реальности (какой бы тяжёлой она ни была) - залог её изменения в будущем. А путь капитуляции и сдачи позиций - в жизни, в лексике и в общении, - тупиковый путь..


Ссылки:
1) https://o-zine.ru/shame-shame-shame/?fbclid=IwAR3vcvqYLvgsqm-_d4as1kHOR641VquvZsHt-av4UzLmP4_UrmfOQBummp8
2) https://34mag.net/ru/post/andrey-zavaley